Рейтинг:   / 12
ПлохоОтлично 
Просмотров: 5952
Печать

Юрий Михайлович, подскажите, есть ли школа для производителей сериалов?

У

Учим в Творческом телевизионном объединении. Даже люди из кино, которые приходят к нам, не знают технологию. Технология кино отличается от нашей. Близка, но отличается. Но систематически этому не учат пока нигде. Пока все осваивается только на практике.

 

Зрители знают, чем занимаются актеры, режиссеры, операторы и т.д. Это – привычные слова. А каков круг обязанностей продюсера? Каково быть продюсером столь масштабного проекта?

Если ответить просто... Пример. Чем занимается дирижер? Двадцать человек поют, они должны петь в унисон. Все происходит по мановению палочки дирижера. Продюсер - это человек, который дирижирует дирижерами. Есть режиссер съемочной группы, есть группа подготовки, есть главный автор, который пишет сценарий, есть финансовые службы, музыка и т.д. Абсолютно все. У каждой группы существует свой дирижер.

Лена Нечаева - наш главный редактор. Лена Имамова, которая и директор, и руководит этим огромным производственно-финансовым огромным механизмом. Весь наш павильон, а это 5 тысяч метров - дело ее рук. Мы работает много лет вместе. Каждый из них руководит своим оркестром. Наша жизнь в телевидении - это большой корабль. Наверху, в шезлонгах, с коктейлями в руках, едут пассажиры первого класса - это зрители. Палубой ниже ходят офицеры в синих мундирах, фуражках, с трубками, они отдают команды. Это - руководство каналов, вещатели, заказчики. Ниже - столовые, кафе, где бегают стюарды, носят заказы. И т.д. до самого низа. И вот в самом низу находится кочегарка, машинное отделение, где бегают по пояс голые, черные от мазута, грязи и угля работники, которые забрасывают в топки уголь, чтобы судно двигалось, а наверху было приятно. Мы - это и есть люди в мазуте. Причем мы работаем круглосуточно - по две, три, а то и четыре группы и днем, и ночью. И по-настоящему хороший продюсер должен сделать три вещи: чтобы и денег хватило, чтобы качество было обеспечено, чтобы продукт был поставлен в срок.

На какую аудиторию вы нацеливались, снимая "Кармелиту"?

Э

Это в первую очередь женщины. Хоть меня и уверяют, что это - старшие женщины, от 30-ти, я глубоко уверен и знаю, что сериал смотрят женщины от 3 месяцев и до самых преклонных лет. Факт остается фактом. Бывало, что у нас доля смотрящих и за 50% зашкаливала (учитывается среднее количество человек, смотревших "Россию", от общего числа зрителей, у которых работал телевизор в данный момент времени - прим. ред.) А это показывает, что смотрели не только женщины, но и другие категории: и молодежь, и мужчины, которые в это время имеют возможность сидеть возле телевизоров. В сериале есть экшн, есть совершенно мужские игры, связанные с криминалом, связанные с метанием ножей, со стрельбой - такие мальчишеские немного. Есть и приключения. Очень много юмора на самом деле, потому что как-то так получилось...

Юрий Михайлович, приступая к съемкам "Кармелиты - 2", Вы ожидали настолько высоких рейтингов?

Н

Нет. Мы очень надеялись, что все будет хорошо, и очень боялись, что что-нибудь не получится. Честно говоря, были очень большие опасения. Ведь при работе со сценарием мы тематически поделили героев на цыган и "нецыган", поделили линии, чтобы соблюсти политкорректность, поделили "подлецов", чтобы они не были только одной национальности. Но когда был уже готов материал, мы поразились тому, насколько цыганская тема оказалось более выпуклой. Конечно, она яркая в смысле изобразительности: кони, юбки, танцы, песни. Нормальные люди, которые ходят в нормальных брюках, не метают ножи, не сбивают бутылки кнутом, они, конечно, в романтике явно проигрывают. И у нас было опасение: не перебор ли это, не надоест ли зрителю, не вызовет ли обвинения в неких проблемах со вкусом у создателей сериала, хотя мы хотели все сделать умеренно, достойно и органично с точки зрения драматургии. Поэтому первые серии, как и должно быть, мы давали на суд зрителей с большим опасением.

Юрий Михайлович, скажите, как вы начали работать художественным руководителем?

Д

Дело в том, что кино это коллективное творчество, и результат здесь всегда достигается совместными усилиями. 

Но если говорить о режиссере, то это всё таки руководитель, и хотя он создает продукт вместе с командой или силами команды, режиссер всё таки имеет особый доступ к продукту. Когда я занялся сериалами, я столкнулся с необходимостью руководить и как то так управлять большими сегментами производства. Режиссер разорваться на 5 частей не может, а произведение требуется очень цельное.

И тут я начал работать не только на площадке и не только режиссером, это было уже что то вроде креативного директора или просто продюсера, потому что приходилось сажать режиссера, монтажера и делегировать им определенные права и обязанности. Ну а себе нужно было какие-то нити оставить, для того чтобы продукт получался цельным и собранным. Это возможно, если делается один продукт или если делается один сериал, а если ты начинаешь браться как продюсер, как организатор производства или как художественный руководитель за несколько проектов одновременно, то речь уже идет не об участии в создании каждого кирпичика, каждого элемента этих продуктов, а о создании какого то общего направления, каких то общих художественных решений, обязательных по технологии в работе с актерами, с режиссерами или с площадками. Тут создается гораздо более мощная структура и здесь руководить приходиться более глобально, на уровне идей. Внедрять их надо со сценаристами, как правило, на нескольких продуктах, с несколькими режиссерами.

Так вот, когда мы начали искать название подходящей должности, и не могли ничего придумать, некоторое время спустя хлопнули себя по лбу и вспомнили старую советскую традицию, когда во главе студии становиться некое лицо, обыкновенно, режиссер, перед которым ставится задача определить более глобальное художественное направление и называется этот человек художественным руководителем. На Мосфильме или на киностудии имени Горького существовали творческие объединения, во главе которых по творческим вопросам всегда стоял художественный руководитель нам показалось, что будет естественным, если мы сохраним то же название.