Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Печать

На всех каналах нынче сплошной сериальный бум. Только отечественных сериалов мы насчитали с три десятка. А если сюда добавить заграничное «мыло» - то будет и вовсе полсотни. Что же за явление такое - отечественные сериалы? С этим вопросом мы отправились к основателю российского «мыла» режиссеру ЮРИЮ БЕЛЕНЬКОМУ. Он поставил первый российский сериал «Горячев и другие», а сейчас работает над мелодрамой «Ундина».

 

Юрий Михайлович, первый российский сериал появился в 1992 году. А были ли они во времена СССР? К примеру, легендарные «Семнадцать мгновений весны» - это ли не классическое «телемыло»? 

- В Советском Союзе сериалов - в классическом понимании этого слова - не было. Разумеется, если иметь в виду метод съемки, носитель, цикличность серий. Да, были многосерийные фильмы: «Семнадцать мгновений весны», «Следствие ведут Знатоки», «Кабачок «13 стульев». Последний вообще можно отнести к жанру ситком - комедии ситуаций. Но это не сериалы! Во время перестройки, когда и кинопроизводство, и телепроизводство, попросту говоря, загнулись, из Бразилии и Мексики к нам потянулись  «Рабыни  Изауры», «Богатые тоже плачут». Эти залежи бросового, товара нам продавали по 100 долларов за серию. Но спустя какое-то время бразильские пейзажи приелись. Тогда-то я и придумал своего «Горячева». Задумал фильм про современную буржуазию - о том, что коопера-тивщики совсем не воры, а нормальные ребята, что и у них есть своя мораль и они работают, строят новую жизнь. Тогда еще никто - ни продюсер, ни я, ни сценаристы, ни операторы -не знал, что и как делать. Учились на ходу. Вообще для России это нормальная ситуация -с вилами на синхрофазотрон. Но где-то на 10-й серии наша аналитическая сага превратилась в криминальную мелодраму, и, слава тебе господи, мы достигли того, чего надо было достичь. А именно: просто рассказывать людям интересную историю, чтобы они по вечерам спрашивали друг у друга: ну посадят его? женится он на ней? объяснятся они или нет? Поэтому, когда потом мы стали де¬лать «Трое против всех», «Воровку», «Простые истины», «Клубничку», то уже не ставили глобальной цели перевернуть мир. Уже тогда, отсняв «Горячева», я понял, что сериалы - это дело благодарное, благодатное, и предсказал, что к 2000 году ни один канал не будет обходиться без этого жанра. Но тогда мне никто не верил. 

-  А как же качество сериалов, которое оставляет желать лучшего? 

- Заявляю, как профессионал, качество мексиканских и бразильских сериалов находится  на  мировом  уровне. Можно сколько угодно визжать по поводу их картонной декорации, тягучести действий. Но они предназначены для конкретного зрителя, для конкретного времени. И только полный сноб и дурак будет ругать жанр, уложивший пол-земного шара к своим ногам. Сериалы не всегда являются высочайшими шедеврами, не получают лавровых ветвей, но их производители знают, как завоевать внимание определенной аудитории. 

-  А если снимать не банальные сюжеты: «ребенок потерялся, вырос, нашелся», а, к примеру, классику. Вот, помнится, «Идиот» был принят зрителями на ура. 

- А что вы хотите? Достоевский и Толстой - замечательные «мыльные» писатели. Вообще, вся русская литература - кладезь для «мыльных опер». Возьмите «Анну Каренину» - и 80-100 серий готово. Думаю, скоро мы на нее замахнемся. Там такие страсти, столько событий - Мексика отдыхает! Пока у нас есть некий снобизм, поэтому «Идиот» был снят в 10 серий, а не в 100, как бы между кино и сериалом. Конечно, когда мы возьмемся за «Каренину», то придется писать диалога за Толстого. У него же там событий масса, а диалогов мало. Этого могут и не простить.

 

- Сюжеты сериалов определяет телевизионное начальство? 

- Да никто их не определяет. Каждый вечер продюсеры каналов сидят с книжечками у носа и изучают рейтинги. И вдруг видят, что «Менты» попали в верхние строчки. Тут же звонят и кричат: «Срочно что-нибудь похожее. Срочно! Срочно!» И вот уже на всех каналах одни криминальные сериалы. Но я готов поспорить, что скоро эта волна спадет. Сейчас нарастает мелодраматическая тенденция. Моя «Ундина» - как раз из этой серии. А после, думаю, наступит время ситком - это сериалы типа «Грейс в огне», «Клубничка», «Друзья».

 

- Как бы вы охарактеризовали сегодняшнее сериальное производство в России? 

- У нас нет ни школы, ни традиций, ни знания производства, ни возможности учиться. Мы учились по зарубежным сериалам, смотрели часами «Санта-Барбару», «Богатые тоже плачут», «Просто Марию». Вот вам и результат! 

 

- А что, серьезный опыт отечественного кинематографа вам не подходит? 

- Это совершенно разные вещи! Вот представьте: фильм - это камень. Пришли 100 человек, год его тесали, и получилось художественное произведение. А сериал - это завод, на который привезли 100 камней и по конвейеру производят серии. У нас одновременно работает несколько цехов. Начинает сценарный цех, затем съемочный, монтажный. Когда десятую серию только снимают, первая уже идет в вечернем эфире.

 

- И все-таки у телеруководства к сериалу отношение, мягко говоря, снисходительное? 

- Очень мне нравится, когда какой-нибудь руководитель канала кричит, что «мыла» у него на канале никогда не будет. Ровно через месяц включаешь его канал, а там идет «художественный телефильм», который он «мылом» не называет. А если смотреть по количеству серий, способу съемки, по сюжету -«мыло», оно и есть «мыло», как его ни назови.

 

- Легко ли актеры соглашаются на съемки в сериалах? 

-  Раньше поголовно отказывались. Говорили, что если снимутся в сериале, то поклонники и коллеги их не поймут. Не хотели сниматься и в рекламе. Сейчас отказываются единицы, и лишь потому, что у них есть другая работа. Понимают, что это нормально и достойно. Правда, многие актеры, когда ко мне приходят, с порога интересуются: «Убийства будут?» -«Нет». - «Изнасилования, драки, кровь?» - «Нет, это семейная история про любовь». Сразу соглашаются.

 

- А в вашей отрасли криминал есть? 

- Мы как вошли в дикий капитализм, так до сих пор из него и не выйдем. К примеру, такое явление, как взять идею и «забыть» имена авторов, в порядке вещей. Несколько лет назад мы с Андреем Самсоновым написали сценарий для сериала «Кавалеры ордена бани». И выпустили в виде книги, но не в тираж, а для себя, поэтому авторов на титульном листе не указали. Недавно с изумлением узнаем, что по нему уже снят сериал на НТВ, только под из¬мененным названием «Кавалеры морской звезды», и в октябре он уже должен пойти в эфир. А про наше авторство там никто ничего не знает! Слава богу, в этом случае нам удалось все уладить мирным путем. А вот с другим сериалом - «Тихий московский двор», который снимает студия «Телефильм», возникли серьезные проблемы. Он был задуман мной и Юрием Перовым восемь лет назад. Мы предлагали его на разные студии. «Телефильм» сценарий взял, но почему-то считает, что не обязан ставить нас в титры, заключать с нами договор и платить за продукт.. И сейчас нам приходится через суд доказывать очевидное. На Западе все это уже давно отрегулировано, и такое в принципе невозможно. А у нас...

 

- На ваш взгляд, у российских сериалов есть перспективы оказаться когда-нибудь на мировом рынке? 

- Конечно, перспективы есть, но не сегодня и не завтра. Наши конкуренты на этом рынке уже 40 лет, а мы только делаем первые шаги. И пока, если говорить честно, сериалы в России снимаются на уровне художественной самодеятель¬ности. Но будем расти!

 

18.09.2003 

 

 

 

Источник:  "Русский курьер"